27/10/2021
Плотный крупнозернистый асфальтобетон

Асфальтобетонное покрытие: виды и характеристики, технология устройства

Асфальтобетонная смесь — что это такое

Под АБС (асфальтобетонная смесь) подразумевают состав из битумного связующего вещества и минерального наполнителя различной природы и фракции. Производство асфальтобетона строго регламентируется ГОСТом. Область применения материала включает все виды дорожного строительства. Покрытие допускается к эксплуатации сразу или через несколько часов после окончания монтажных работ.

Чем отличается от обычного асфальта

Плотный и пористый асфальт

Что такое асфальт и в чем его отличие от асфальтобетона? Поверхностный взгляд на материалы говорит о том, что они одинаковы. Это объяснимо битумным связующим и применимостью в дорожном строительстве. При детальном изучении все сведется к тому, что асфальтобетон является усиленной модификацией асфальта.

Основное отличие модернизированного покрытия от более однородного аналога заключается в рецептуре приготовления. В первый включен щебень или гравий крупной фракции. Дополнительно могут быть добавлены песок и каменная мука. Асфальт по составу более натуральный материал. Он может содержать не менее 70 % нефтяного битума.

От природы покрытия зависит его предназначение. Асфальт – это материал, способный выдержать значительные нагрузки, поэтому его используют для благоустройства пешеходных зон. Асфальтобетон – более прочное покрытие. Он допустим для строительства дорожного полотна под любой транспорт.

Классификация асфальтобетонных смесей по техническим характеристикам и составу

Для упрощения выбора асфальт разделяют на марки и типы. Основные марки асфальтобетона:

  • Марка 1. К этой группе относятся АБ разного состава и плотности, которые объединяет общее качество – высокая прочность. Основное применение этих материалов, содержащих щебень, кварцевый песок, битум, минпорошки, – создание нижнего слоя дороги. Среди АБ марка 1 отличается наиболее высокой стоимостью.
  • Марка 2. Эти материалы, технические характеристики которых немного ниже параметров АБ марки 1, отличаются бюджетной стоимостью и универсальностью применения. Они востребованы в широком перечне дорожных работ – при строительстве и ремонте автодорог общего пользования, благоустройстве частных территорий, городских парков и скверов.
  • Марка 3. Плотный, но малопрочный материал, в составе которого отсутствует щебень. Такие АБ изготавливаются на базе песка и минеральных порошков. Они востребованы при ремонте и устройстве покрытий, не запланированных для восприятия серьезных нагрузок. Марка 3 – это тип асфальтобетона, предназначенный для устройства пешеходных дорожек, тротуаров, аллей в садах и парках, организации площадок возле частных домов и во дворах лечебных или образовательных учреждений. Также он часто применяется при «ямочном» ремонте дорожного покрытия.

Деление на типы осуществляется по соотношению песка и камня, присутствующих в составе асфальтобетонной смеси:

  • А. Щебень – 50-67%. Используются только с горячим битумом.
  • Б. Щебень или гравий – 40-50%. АБ может применяться как в холодном, так и в горячем виде.
  • В. Щебень или гравий – 30-40%. Смеси могут быть холодными и горячими.
  • Г. Песок – искусственный, получаемый путем дробления различных материалов. Содержание – 30%.
  • Д. Песок из отсева дробления. Содержание – 70%.

Таблица соотношения марок и типов асфальтобетона

Марка Состав Тип
1 песок или отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2 песок, отсев, щебень, минпорошок, битум плотные А, Б, В, Г, Д; пористые, высокопористые
3 песок, отсев дробления, минпорошок, битум плотные Б, В, Г, Д

Характеристики асфальтобетонного покрытия

  • 1. Асфальтобетон обязательно должен содержать в своем составе песок, битум (твердое или смолоподобное вещество) от 2 до 9%, а так же различные минеральные вещества.
  • 2. Возможно содержание каменной фракции, но ее присутствие не является необходимостью. Но, несмотря на это множество асфальтобетонных покрытий, изготавливается на основе щебня.
  • 3. Так же в состав будущего асфальтобетонного покрытия входят различные добавки. Основная функция добавок — обеспечение сцепления колес с асфальтобетоном, увеличение шероховатости.

Укладка крупнозернистого асфальта
Пористый крупнозернистый асфальт

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Калькулятор расхода асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонная смесь – рационально подобранная смесь минеральных материалов с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон – уплотненная асфальтобетонная смесь.

Наименование

(по ГОСТ 9128-2009)

Слой покрытия Область применения Особенности состава
Горячая плотная мелкозернистая тип А марка I, II Верхний Применяется на городских скоростных и магистральных улицах и дорогах. Наибольший размер минеральных зерен до 20 мм, содержание щебня св.50 до 60%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120 ˚С.
Горячая плотная мелкозернистая тип Б марка I, II Верхний или как однослойное покрытие Для городских улиц и дорог с низкой интенсивностью движения, дворовых проездов, парковок, может использоваться как однослойное покрытие. Автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения (НИД):
Автомобильные дороги со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 400 авт. в сутки, предназначаются для распределения движения потоков автомобилей и обеспечения подъездов.
Наибольший размер минеральных зерен до 20 мм (на трех фракциях щебня),
до 15 мм (на двух фракциях щебня), содержание щебня св.40 до 50%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120 ˚С.
Горячая плотная мелкозернистая тип Б марка I на одной фракции щебня – рецепт №47, рецепт №78 Верхний в качестве верхнего слоя покрытия при благоустройстве дворовых территорий Наибольший размер минеральных зерен до 10 мм. Содержание щебня св.40 до 50%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120 ˚С.
Горячая плотная песчаная тип Г марка I, II Верхний или как однослойное покрытие Используется для устройства покрытия тротуаров и пешеходных дорожек. Наибольший размер минеральных зерен до 10 мм, содержание щебня не более 30% по массе. Температура укладки не менее 120 ˚С.
Горячая плотная крупнозернистая тип А, Б марка I, II Нижний Используется для устройства нижних слоев покрытий для городских улиц и дорог. Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм, содержание щебня св.40 до 50% — для типа Б, содержание щебня св.50 до 60% — для типа А. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120˚С.
Горячая пористая мелкозернистая марка I , II Нижний Используется для устройства нижних слоев покрытий и тротуаров Наибольший размер минеральных зерен до 20 мм, величина остаточной пористости св.5,0 до 10,0%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120˚С.
Горячая пористая крупнозернистая марка I , II (по ГОСТ 9128-2009) Нижний Используется для устройства нижних слоев покрытий для городских улиц и дорог. Верхних слоёв основания. Наибольший размер минеральных зерен до 40 мм, величина остаточной пористости св.5,0 до 10,0%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120 ˚С.
Горячая высокопористая песчаная марка II Нижний Используется для устройства нижнего слоя покрытия тротуаров Наибольший размер минеральных зерен до 5 мм, величина остаточной пористости св.10,0%. Может изготавливаться с использованием гранитного щебня или щебня габбро-пород. Температура укладки не менее 120 ˚С.

Модифицированная асфальтобетонная смесь – рационально подобранная смесь минеральных материалов и полимерно-битумного вяжущего ПБВ или дорожного битума с модификаторами асфальтобетона, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Классификация асфальтобетонных смесей:

В зависимости от минерального состава выделяют асфальтобетонные смеси:

  • щебеночные;
  • гравийные;
  • песчаные смеси.

В зависимости от размера минеральных зерен выделяют:

  • крупнозернистые (до 40 мм);
  • мелкозернистые (до 20 мм);
  • песчаные (до 10 мм).

Горячие асфальтобетонные смеси в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:

  • высокоплотные (1,0-2,5%);
  • плотные (св.2,5-5,0%);
  • пористые (св.5,0-10,0%);
  • высокопористые (св.10,0-18,0%).

В зависимости от содержания щебня асфальтобетонные смеси разделяют на типы:

  • Тип А — свыше 50 до 60%;
  • Тип Б — свыше 40 до 50%;
  • Тип В — свыше 30 до 40%;
  • Тип Г — на песках из отсевов дробления.

Горячие песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

  • тип Г — на песках из отсевов дробления;
  • тип Д — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.

Сфера применения и преимущества асфальтобетонных смесей

Основной сферой применения материала является формирование монолитных полотен дорог, также, в некоторых случаях, они используются для покрытия верхнего эксплуатируемого слоя полотна.

Кроме того, различные марки дорожных асфальтобетонных смесей могут использоваться:

Высокая востребованность такого материала обусловлена доступной стоимостью относительно цементобетонной смеси, хорошими эксплуатационными качествами и универсальностью использования в различных сферах.

  • Хорошие показатели механической прочности;
  • Устойчивость к упругим и пластическим деформациям;
  • Равномерность покрытия, которое обеспечивает возможность комфортного и быстрого передвижения транспорта;
  • Демпфирующие качества;
  • Возможность быстрой укладки при наличии специализированной техники;
  • Долговечность и относительно невысокую стоимость.

Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

Технические требования к смеси

Полная характеристика смеси включает момент процентного совмещения в наполнителе минеральных пластинчатых соединений. Содержание дополнительных форм в гравии или щебне не должно превышать норм, указанных в госстандартах:

  • марка 1, раствор «А» — 14,5%;
  • класс Б, Бх — 24,5%;
  • растворы В, Вх — 34,5%.

Существуют правила изготовления и правильная технология производства. Основное назначение существующих норм:

  • нормированная плотность асфальтобетона;
  • нормы расхода на 1 м кв.;
  • удельный вес асфальтобетона.


Чтобы производить и использовать данный материал, нужно знать, сколько его потребуется на квадратный метр.

Важнейший аспект качества асфальтобетонной смеси — правильная транспортировка раствора и отгрузка. При неграмотно организованной погрузке, перевозке и укладке смеси возникает сегрегация материала, которая провоцирует образование неровностей, выбоин и трещин на дорожном полотне.

Технология устройства

Асфальтобетонная смесь может быть качественной, но если при укладке не соблюдались технология, покрытие быстро выйдет из строя. При выполнении каждого этапа производства работ нужно соблюдать четкие правила, которые устанавливают ГОСТ Р 54401-2011, 9128-2009, СНиП 3.06.03-85.

Подготовка

Мероприятия включают разработку технического проекта, подготовку финансовой сметы. При планировке объект привязывают к рельефу, предусматривая возможность удаления сточных вод, сохранность надземных и подземных коммуникаций.

Перед устройством асфальтобетонного покрытия вырубают большие деревья, снимают верхнюю плодородную почву. Чем выше расчетная нагрузка на дорожное полотно, тем больший объем земляных работ предстоит выполнить, чтобы создать основание с достаточной несущей способностью. Для садовых дорожек и тротуаров высота слоя составляет 10-20 см, для нагруженных трасс — до нескольких метров.

Чтобы под асфальтобетонной дорогой не застаивалась вода, организовывают дренаж. Грунт вывозят за пределы территории, чтобы при размыве избежать засорения дренажной системы.

Устройство подушки

Функция подушки — восприятие сжимающих нагрузок при эксплуатации асфальтобетонных поверхностей. Ее толщина определяется расчетом. Сначала укладывают крупные фракции до 60 мм, затем средние 20-40 мм, сверху песок с обязательной утрамбовкой каждого слоя.

В частном обустройстве для подсыпки используют различный строительный мусор, который значительно экономичнее, чем щебень или гравий. По краям асфальтобетонной дороги укладывают бордюры или другие прочные материалы.

Укладка асфальтобетона

Работы проводят в сухую погоду при температуре не ниже 5°С. В зависимости от вида асфальтобетонных смесей применяют следующие технологии:

  1. Холодную смесь укладывают на подготовленное основание, желательно, пролитое битумом, слоем до 5 см. Утрамбовывают ручной трамбовкой или виброплитой. Сверху посыпают цементом или песком, чтобы уменьшить липкость поверхности дороги.
  2. Горячий асфальтобетон изготавливают из расплавленного битума и заполнителей, тщательно перемешивают и выкладывают на основание. Массу укатывают или трамбуют. Эксплуатация разрешена через 6 часов.
  3. Литой асфальт укладывается очень горячим — до 235°С. Подается из кохера, нагревающего и перемешивающего смесь, в бункер асфальтоукладчика. После равномерного распределения по поверхности композит остывает и затвердевает. Утрамбовка или укатка не требуются.

Контроль качества

Каждая партия данного товара полностью соответствует установленным стандартам. Продукция проходит многоступенчатый контроль качества. Мониторинг начинается ещё на этапе отбора сырья и продолжается на всех стадиях создания продукции.

При правильном использовании смеси она способна прослужить до 12 лет. При этом в течение всего периода эксплуатации такое асфальтобетонное покрытие не потребует проведения капитального ремонта. Оно также получается устойчивым к нагрузкам и к образованию трещин. Поверхность – плотная и однородная, слабо истирается даже при постоянной эксплуатации.

Смесь не боится грибков, бактерий, причём микроорганизмы не будут размножаться на такой поверхности даже в условиях повышенной сырости. Данный факт стал причиной повышенной популярности асфальтобетонных покрытий для оформления дворов, подъездов, тротуаров, аллей и дорожек на территории лечебных заведений.

Правила приемки

Чтобы создать запас раствора транспортом и асфальтоукладчиком, используют перегружатели. Перегружатель представляет собой специальную технику, предназначенную для бесперебойной работы специального асфальтоукладчика. Перегружатели применяются при приемке асфальтобетона из автотранспорта и перемещении его в асфальтоукладчик.

Кроме того, существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать при приемке подготовленного раствора из перегружателя. В частности, приемку из перегружателя следует производить партиями. Под партией подразумевается односоставный стройматериал, произведенный на станке во время одной смены на предприятии.

Что касается горячих составов, то их количество должно составлять не более шестисот тонн, а холодных – не более двухсот тонн. Количество раствора определяют по его весу. Для этого применяют автомобильные либо железнодорожные весы. Если необходимо погрузить материал на корабль, то после завершения приемки груза измеряют осадку судна.

Для проверки соответствия товара указанным характеристикам существует ряд испытаний, которые позволят подтвердить соответствие товара требованиям. После проведения проверки покупатель получает документ, подтверждающий соответствие материала. При этом для каждой партии груза необходимо выписывать отдельный документ.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://mirbetona.info/types/asfaltobeton
  • https://ltsr.ru/articles/tipy-marki-asfaltobetonnyh-smesey/
  • https://KhvKedr.ru/tehnologii/asfaltnaya-smes.html
  • https://gazobeton-fortit.ru/vidy-betona/asfalt-i-asfaltobeton-v-chem-raznicza
  • https://ltsr.ru/articles/kak-delaut-asfalt/
  • https://podnyat-dom.ru/materialy/klassifikacziya-asfaltobetona-po-tipu-napolnitelya-i-marke/
  • https://KhvKedr.ru/vidy-betona/asfalt-b2-harakteristika.html
  • https://agrotehnika36.ru/raznoe/chem-otlichaetsya-asfalt-ot-asfaltobetona.html
  • https://asfaltstroy.ru/katalog/asfaltobetonnye-smesi/melkozernistaya-plotnaya-tip-b-marka-ii/
  • https://kladembeton.ru/montazh/materiali/asfaltobetonnaya-smes.html

[/spoiler]

Adblock
detector